Сцепление автомобиля KIA Rio
На автомобили KIA Rio, оснащенные механической коробкой передач, устанавливают сухое однодисковое сцепление с центральной диафрагменной пружиной.
Сцепление расположено между двигателем и коробкой передач и предназначено для разъединения и соединения маховика, расположенного на коленчатом валу двигателя, и первичного вала коробки передач.
Сцепление автомобиля KIA Rio состоит из ведомого (фрикционного) диска, кожуха сцепления с нажимным диском и диафрагменной пружиной, а также механизма выключения сцепления.
Рис.1. Сцепление автомобиля KIA Rio: 1- кожух сцепления с нажимным диском; 2- диафрагменная пружина; 3- ведомый диск; 4- маховик.
Нажимной диск смонтирован в стальном штампованном кожухе 1 (рис.1.), прикрепленном шестью болтами к маховику 4 двигателя. Ведомый диск 3 установлен на шлицах первичного вала коробки передач и зажат диафрагменной пружиной 2 между маховиком и нажимным диском.
Подшипник 2 (рис.2) выключения сцепления установлен на направляющей втулке 3, запрессованной в картер 1 сцепления, и перемещается по втулке вилкой 4, которую в свою очередь приводит в действие рабочий цилиндр гидропривода выключения сцепления.
Рис.2. Механизм выключения сцепления: 1- картер сцепления; 2- подшипник выключения сцепления; 3- направляющая втулка подшипника выключения сцепления; 4- вилка выключения сцепления.
Гидравлический привод выключения сцепления включает в себя следующее:
- главный цилиндр выключения сцепления, установленный в моторном отсеке на щите передач;
- рабочий цилиндр, расположенный на картере коробки передач;
- трубопровод, состоящий…
… из трубки…
… и промежуточного шланга, соединяющих главный цилиндр с рабочим цилиндром;
- педаль сцепления, кронштейн которой прикреплен к кузову.
В исходное положение педаль возвращается пружиной.
Главный цилиндр соединен шлангом с бачком, установленным на главном тормозом цилиндре (бачок общий для обоих главных цилиндров). В гидроприводе выключения сцепления используется тормозная жидкость. Предусмотрена регулировка привода выключения сцепления в эксплуатации.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ:
Для того, чтобы сцепление служило долго и безотказно, не держите постоянно ногу на педали сцепления. Эту вредную привычку приобретают во время обучения вождению в автошколах из боязни не успеть выключить сцепление во время остановки автомобиля. Помимо быстрой усталости ноги, находящейся все время над педалью, сцепление оказывается хотя и немного, но выжато, ведомый диск при этом пробуксовывает и изнашивается. Кроме того, несмотря на то,что подшипник выключения сцепления и рассчитан на работу в режиме постоянного вращения, он при чуть-чуть нажатой педали находится под повышенной нагрузкой, и его ресурс снижается. По этой же причине не рекомендуется подолгу держать сцепление в выключенном состоянии (например, в пробках). Если не придется сразу трогаться с места, лучше включить нейтральное положение коробки передач и отпустить педаль.
Пробуксовку сцепления можно легко определить по тахометру. Если во время движения при резком нажатии на педаль акселератора обороты резко растут, а потом немного падают и автомобиль начинает разгоняться, сцепление требует ремонта.
Возможные неисправности сцепления, их причины и способы устранения
Причина неисправности |
Способ устранения |
Неполное выключение сцепления (сцепление «ведет») |
|
Уменьшен полный ход педали сцепления |
Отрегулируйте привод выключения сцепления |
Коробление ведомого диска (торцовое биение более 0,5 мм) |
Замените диск новым |
Неровности на поверхностях фрикционных накладок ведомого диска |
Замените ведомый диск |
Ослабление заклепок или поломка фрикционных накладок ведомого диска |
Замените ведомый диск |
Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала коробки передач |
Очистите шлицы, покройте смазкой ЛСЦ-15. Если причиной заедания является смятие или износ шлицев, то замените первичный вал или ведомый диск |
Воздух в системе гидропривода выключения сцепления |
Прокачайте систему |
Утечка жидкости из главного или рабочего цилиндра привода выключения сцепления |
Замените главный или рабочий цилиндр |
Ослабление заклепок крепления нажимной пружины |
Замените кожух сцепление с нажимным диском в сборе |
Перекос или коробление нажимного диска |
То же |
Неполное включение сцепления (сцепление буксует) |
|
Повышенный износ или пригорание фрикционных накладок ведомого диска |
Замените ведомый диск |
Замасливание фрикционных накладок ведомого диска, поверхностей маховика и нажимного диска |
Тщательно промойте уайт-спиритом замасленные поверхности, устраните причины замасливания диска |
Повреждение или заедание привода выключения сцепления |
Устраните неисправности, вызывающие заедание |
Рывки при работе сцепления |
|
Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала |
Очистите шлицы, смажьте смазкой ЛСЦ-15. Если причиной заедания является смятие или износ шлицев, то при необходимости замените первичный вал или ведомый диск |
Поломка или снижение упругости пружин демпфера ведомого диска |
Замените ведомый диск в сборе |
Замасливание фрикционных накладок ведомого диска, поверхностей маховика и нажимного диска |
Тщательно промойте уайт-спиритом замасленные поверхности, устраните причину замасливания диска |
Заедание в механизме привода выключения сцепления |
Замените деформированные детали. Устраните причины, вызывающие заедание |
Повышенный износ фрикционных накладок ведомого диска |
Замените ведомый диск |
Ослабление заклепок фрикционных накладок ведомого диска |
То же |
Повреждение поверхности или коробление нажимного диска |
Замените кожух сцепления с нажимным диском в сборе |
Повышенный шум при выключении сцепления |
|
Износ, повреждение или утечка смазки из подшипника выключения сцепления |
Замените подшипник |
Повышенный шум при включении сцепления |
|
Поломка пластин, соединяющих нажимной диск с кожухом |
Замените кожух сцепления с нажимным диском в сборе |