Тормозная система автомобиля KIA Rio
Автомобиль KIA Rio оборудован двумя независимыми тормозными системами: рабочей и стояночной. Первая, оснащенная гидравлическим приводом, обеспечивает торможение при движении автомобиля, вторая затормаживает автомобиль на стоянке. Рабочая система двухконтурная, с диагональным соединением тормозных механизмов передних и задних колес. Первый контур гидропривода обеспечивает работу правого переднего и левого заднего тормозных механизмов, второй – левого переднего и правого заднего.
При отказе одного из контуров рабочей тормозной системы используется другой контур, обеспечивающий остановку автомобиля с достаточной эффективностью.
В гидравлический привод включены главный тормозной цилиндр, вакуумный усилитель, гидроэлектронный модуль антиблокировочной системы тормозов, тормозные механизмы передних и задних колес вместе с рабочими цилиндрами, трубопроводы.
Стояночная тормозная система – с тросовым приводом на тормозные механизмы задних колес.
Рис.1. Тормозной механизм переднего колеса автомобиля KIA Rio: 1- тормозной шланг; 2- болт верхнего направляющего пальца суппорта; 3- клапан выпуска воздуха; 4- болт-штуцер тормозного шланга; 5- болт нижнего направляющего пальца суппорта; 6- тормозной щит; 7- тормозной диск; 8- направляющая колодок; 9- внутренняя тормозная колодка; 10- подвижная скоба.
Тормозной механизм переднего колеса дисковый, с автоматической регулировкой зазора между колодками и диском 7 (рис.1), с подвижной скобой 10. На подвижной скобе установлен однопоршневой рабочий тормозной цилиндр. Направляющая колодок 8 прикреплена болтами к поворотному кулаку. Подвижная скоба прикреплена болтами к направляющим пальцам, установленным в отверстия направляющей колодок. Направляющие пальцы смазаны консистентной смазкой и защищены резиновыми чехлами. В полости цилиндра подвижной скобы установлен поршень с уплотнительным кольцом. За счет упругости этого кольца поддерживается оптимальный зазор между колодками и вентилируемым диском, поверхность которого защищена тормозным щитом. При торможении поршень под действием давления жидкости прижимает внутреннюю колодку к диску, силой реакции подвижная скоба перемещается на пальцах и наружная скоба тоже прижимается к диску, при этом сила прижатия колодок оказывается одинаковой. При растормаживании поршень за счет упругости уплотнительного кольца отводится от колодки, в результате чего между колодками и диском образуется небольшой зазор.
Рис.2. Тормозной механизм заднего колеса автомобиля KIA Rio: 1,11- направляющие пальцы суппорта (подвижной скобы); 2- подвижная скоба; 3,10- тормозные колодки; 4- направляющая колодок; 5- тормозной диск; 6- тормозной щит; 7- трос привода стояночного тормоза; 8- возвратная пружина; 9- клапан выпуска воздуха.
Дисковый тормозной механизм заднего колеса (рис.2) с автоматической регулировкой зазора. Тормозные колодки 3 и 10 приводятся в действие одним гидравлическим рабочим цилиндром. Оптимальный зазор между диском и колодками поддерживается по тому же принципу, что и у тормозных механизмов передних колес.
Стояночный тормоз, приводимый в действие механически, состоит из рычага, установленного на основании кузова между передними сиденьями, переднего троса с регулировочным устройством и уравнителем, к которому присоединены два троса, и рычагов, установленных в тормозных механизмах задних колес.
Стояночный тормоз не требует особого ухода. При текущем ремонте проверьте степень износа зубьев сектора и собачки. При обнаружении обрыва тросов замените их новыми.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ:
Некоторые водители, стремясь поменьше изнашивать тросы стояночного тормоза, стараются реже им пользоваться. Такая «экономия» приводит к обратному результату: трос, редко перемещаясь в оболочке, постепенно теряет подвижность, его заклинивает, в результате трос обрывается. Поэтому пользуйтесь стояночным тормозом во всех случаях, когда это необходимо.
Вакуумный усилитель, установленный между механизмом педали и главным тормозным цилиндром, при торможении за счет разрежения во впускном коллекторе двигателя через шток и поршень первой камеры главного цилиндра создает дополнительное усилие, пропорциональное усилию от педали.
Рис.3. Главный тормозной цилиндр: 1- пробка бачка главного тормозного цилиндра; 2- бачок главного тормозного цилиндра (и главного цилиндра выключения сцепления для автомобилей с МКП); 3- патрубок шланга главного цилиндра выключения сцепления (для автомобилей с МКП); 4- соединительные втулки; 5- прокладка; 6- главный тормозной цилиндр; 7- винт крепления бачка главного тормозного цилиндра; 8- отверстия для крепления гаек трубопроводов; 9- разъем датчика уровня тормозной жидкости.
Главный тормозной цилиндр 6 (см. рис.3) типа «тандем» гидравлического привода тормозов состоит из двух отдельных камер, соединенных с независимыми гидравлическими контурами. Передняя камера связана с правым передним и левым задним тормозными механизмами, задняя – с левым передним и правым задним.
На главный цилиндр через резиновые соединительные втулки 4 установлен бачок 2, внутренняя полость которого разделена перегородками на три отсека. Каждый отсек питает одну из камер главного тормозного цилиндра и главный цилиндр привода выключения сцепления. В корпусе бачка 2 главного тормозного цилиндра установлен датчик 9 уровня тормозной жидкости, и выполнен дополнительный патрубок 3 для подсоединения питающего шланга главного цилиндра выключения сцепления (для автомобилей с МКП).
Соединение главного тормозного цилиндра и вакуумного усилителя тормозов уплотнено резиновой прокладкой 5.
При нажатии на педаль тормоза поршни главного тормозного цилиндра начинают перемещаться, рабочими кромками манжет перекрывают компенсационные отверстия, камеры и бачок разобщаются и начинается вытеснение тормозной жидкости.
Антиблокировочная система тормозов (в вариантном исполнении). Состоит из датчиков частоты вращения колес, выключателя на педали тормоза, гидроэлектронного модуля и сигнализатора в комбинации приборов. Антиблокировочная система также оборудована системой самодиагностики, выявляющей неисправности компонентов системы.
Антиблокировочная система (ABS) служит для регулирования давления в тормозных механизмах всех колес при торможении в сложных дорожных условиях, предотвращая блокировку колес.
Система ABS обеспечивает следующие преимущества:
- объезд препятствий с более высокой степенью безопасности, в том числе и при экстренном торможении;
- сокращение тормозного пути при экстренном торможении с сохранением курсовой устойчивости и управляемости автомобиля, в том числе и в повороте.
В случае неисправности системы предусмотрены функции диагностики и поддержания работы при отказах системы.
Расположение элементов, принцип действия и возможные неисправности системы ABS рассмотрены в разделе «Системы безопасности».
Гидравлическая система тормозов объединена в единое целое металлическими трубопроводами и шлангами. Система заполнена специальной тормозной жидкостью класса не ниже DOT-4, которую необходимо периодически заменять.
Возможные неисправности тормозной системы автомобиля KIA Rio, их причины и способы устранения
Причина неисправности |
Способ устранения |
Увеличенный рабочий ход педали тормоза |
|
Утечка тормозной жидкости из тормозных цилиндров |
Замените вышедшие из строя рабочие тормозные цилиндры |
Воздух в тормозной системе |
Удалите воздух, прокачав систему |
Повреждены резиновые уплотнительные кольца в главном тормозном цилиндре |
Замените цилиндр в сборе |
Повреждены шланги и трубопроводы гидропривода тормозов |
Замените шланги и трубопроводы, прокачайте систему |
Недостаточная эффективность торможения |
|
Замасливание накладок колодок тормозных механизмов |
Замените тормозные колодки |
Заклинивание поршней в рабочих цилиндрах |
Устраните причины заклинивания, поврежденные детали замените |
Полный износ накладок тормозных колодок |
Замените тормозные колодки |
Перегрев тормозных механизмов |
Немедленно остановитесь и дайте остыть тормозным механизмам |
Применение низкокачественных колодок |
Применяйте оригинальные колодки или продукцию фирм, специализирующихся на выпуске деталей тормозных систем |
Нарушение герметичности одного из контуров (сопровождается провалом педали тормоза) |
Замените поврежденные детали, прокачайте систему |
Нарушение регулировки начального положения педали тормоза |
Отрегулируйте положение педали тормоза |
Нарушения в работе антиблокировочной системы тормозов (ABS) |
Обратитесь на сервис для проверки антиблокировочной системы тормозов (ABS) |
Неполное растормаживание всех колес |
|
Отсутствует свободный ход педали тормоза |
Отрегулируйте положение педали тормоза |
Разбухание резиновых уплотнителей главного цилиндра вследствие попадания в жидкость посторонних примесей |
Прокачайте всю систему гидропривода, замените резиновые детали |
Заклинивание поршней главного цилиндра |
Проверьте и при необходимости замените главный цилиндр |
Подтормаживание одного колеса при отпущенной педали |
|
Излом или ослабление стяжных пружин колодок стояночного тормоза |
Замените пружины |
Заедание поршня в рабочем цилиндре вследствие загрязнения или коррозии корпуса |
Замените рабочий цилиндр и прокачайте систему гидропривода тормозов |
Разбухание уплотнительных колец рабочего цилиндра из-за попадания в жидкость посторонних примесей |
Прокачайте всю систему гидропривода, замените резиновые детали |
Нарушение положения суппорта относительно тормозного диска при ослаблении болтов крепления |
Затяните болты крепления, при необходимости замените поврежденные детали |
Неправильная регулировка стояночной тормозной системы |
Отрегулируйте стояночную тормозную систему |
Нарушения в работе антиблокировочной системы тормозов (ABS) |
Обратитесь на сервис для проверки антиблокировочной системы тормозов (ABS) |
Занос или увод автомобиля в сторону при торможении |
|
Заклинивание поршня рабочего цилиндра |
Проверьте и устраните заедание поршня в цилиндре |
Закупоривание какого-либо трубопровода вследствие вмятины или засорения |
Замените трубопровод |
Загрязнение или замасливание дисков и накладок тормозных колодок |
Очистите детали тормозных механизмов |
Не работает один из контуров тормозной системы (сопровождается снижением эффективности торможения) |
Замените поврежденные детали и прокачайте систему. Если это не приведет к желаемому результату, обратитесь на сервис для проверки антиблокировочной системы тормозов (ABS) |
Увеличенное усилие на педали тормоза при торможении |
|
Неисправен вакуумный усилитель |
Замените усилитель |
Поврежден шланг, соединяющий вакуумный усилитель и впускной коллектор двигателя, или ослаблено его крепление |
Замените хомуты крепления шланга или замените шланг |
Разбухание резиновых уплотнителей цилиндров из-за попадания в жидкость посторонних примесей |
Прокачайте всю систему гидропривода, замените резиновые детали |
Писк или вибрация тормозов |
|
Замасливание фрикционных накладок |
Зачистите накладки металлической щеткой, используя теплую воду с моющим средством. Устраните причины попадания жидкости или смазки на тормозные колодки |
Износ тормозных накладок колодок |
Замените тормозные колодки |
Чрезмерное биение или неравномерный износ (ощущается по вибрации педали тормоза) тормозного диска |
Замените диск, если его толщина меньше допустимого значения |